События

Началась ликвидация 30-километровой линии Тумская – Голованова Дача

Untitled document

«Уже разобрано здание вокзала на станции Голованова Дача, демонтируют пути. Но ведь это единственная нить, связывающая посёлок с внешним миром, – автомобильные дороги там отсутствуют. Линия представляет большое историко-техническое и историко-культурное наследие, с ней связаны имена Есенина и Паустовского», – написал в редакцию Ярослав Чибряков.

Упоминаний об этой линии у Есенина найти не удалось, хотя по ней он вполне мог ездить как житель Рязанской губернии. А вот замечательные строки Константина Паустовского о «наверное, самой медленной железной дороге», о маленьком паровозе, о крестьянах, едущих в нём от села к селу, конечно же, памятны каждому, кто хоть раз читал его «Мещерскую сторону».

Историки железных дорог пишут о том, что узкоколейка от Рязани до Спас-Клепиков начала действовать в 1897 году. Других дорог в тот край непроходимых болот тогда просто не было. Заботились о том, чтобы вывезти заготовленный лес, торф, сырьё для фабрик городка Спас-Клепики и забрать готовую продукцию – вату.

В 1927 году от разъезда Гуреевский ушла в южном направлении 26-километровая ветка к станции Голованова Дача, куда переместились лесозаготовки. Участок от Владимира до Тумской в ту же пору был реконструирован – на нём уложили стандартную широкую колею. Тумская стала необычным узлом, где пассажиры с одним транзитным билетом в руках пересаживались с поезда на поезд, а депо имело цеха узкой и широкой колеи.

«Перерабатывали десятки грузовых вагонов в сутки, – вспоминает начальник станции Валентина Щетинкина. – Здесь были специальные пути для перегрузки с узкой колеи на широкую. Везли сюда грузы из соседних районов, но всё это кончилось в 80-х годах».

Кстати, прокладка ширококолейной линии Тумская – Рязань и строительство моста через Оку значатся в официальной программе развития железных дорог России. И небезосновательно: участок Владимир – Рязань помог бы разгрузить от транзитных поездов Подмосковье, сортировочную станцию Орехово-Зуево. Но с 60-х годов перевозить грузы стали в основном по проложенному параллельно узкоколейке шоссе с автомобильным мостом через Оку.

Четверть века назад пригородный поезд отменили. Чуть позднее перестали ходить от Рязани до Тумской и грузовые, ведь дешевле и быстрей доставить груз на машине, чем отправлять его с перевалкой. В 2001 году Голованова Дача была исключена из списка тарифных станций – всякая погрузка прекратилась в связи с закрытием леспромхоза. Из расположенного рядом с ним посёлка стали разъезжаться жители. Оставались пригородные поезда, всё более короткие и редкие.

Валентина Щетинкина запомнила приезжавших в Тумскую восторженных туристов, желавших прокатиться по узкоколейке. Они делились впечатлениями: как будто попали в позапрошлый век, тут и маленький поезд по узкой колее, и ручные стрелки, и миниатюрные бревенчатые вокзальчики с деревянными перронами.

В самом деле, то была настоящая экзотика. Но линия ОАО «РЖД» не может служить аттракционом для туристов. Возможна ли безопасность движения, если пути десятилетиями толком не ремонтировались в ожидании реконструкции и лежали на гнилых шпалах? Если поезд шёл по деревянным мостам постройки начала ХХ столетия? Если тепловозу и вагонам стукнуло уже полвека? Туристы говорили, что их состояние было идеальным. По моей просьбе начальник оборотного депо Тумская Виктор Абрамов открыл цех, где стоят два тепловоза и четыре вагона для узкой колеи. Действительно, чистота, свежая покраска, ни царапины – здесь привыкли так работать. Оставалось только удивляться столь заботливому отношению к старой технике. Однако на самом деле её использование небезопасно, она морально устарела и изношена.

В 2008 году узкоколейный поезд отправился в Голованову Дачу в последний раз. Его отменили с вводом нового расписания. Затем подвели итог. С начала года до мая по линии проехали… 314 пассажиров. Вот и выходит, что каждого из них дотировали не одной сотней тысяч рублей в то время, как требовались средства для реконструкции скоростного хода, развития узлов, приобретения нового подвижного состава.

Линия была законсервирована, тепловозы и вагоны после ремонта отставлены в резерв. Горьковская железная дорога оценила, во сколько обойдётся приведение участка в нормативное состояние. Вышло 300 млн руб. Примерно такая же сумма была потрачена в 2009 году на возрождение в Нижегородской области 55-километровой законсервированной линии широкой колеи Сухобезводное – Лапшанга. Но тогда было очевидно, что несколько серьёзных предприятий готовы отгружать по ней лес, а в посёлках вдоль дороги жило около десяти тысяч жителей – потенциальных пассажиров. Поэтому сейчас в Лапшангу ходят три пары пригородных поездов в день.

Возможно ли такое в Рязанской области? Грузов не ожидалось, пассажиры хоть и были, но в среднем – всего 15 человек в неделю. Горьковская магистраль предложила областному правительству решать вопрос совместно. Например, дотировать реконструкцию линии или отдать её в собственность Рязанской области для транспортного обслуживания населения. От таких предложений власти региона отказались и согласовали закрытие узкоколейки.

«Во избежание несчастных случаев и хищения имущества дорога приняла решение о демонтаже линии и передаче материалов на ответственное хранение Ковровской дистанции пути. Уже разобран перегон Тумская – Гуреевский и здание станции Голованова Дача, – сообщил «Гудку» заместитель начальника дороги по Муромскому региону Александр Морозов. – Но мы понимаем, с какими памятниками техники имеем дело. На станции Тумская сохранится небольшой участок пути. Там будет создан музей под открытым небом. В нём мы покажем туристам тепловоз, пассажирский и грузовые вагоны, снегочист для узкой колеи. Все машины отремонтированы».

«Нам очень обидно, что мы теряем эту линию, но район не имеет средств, чтобы помочь в сложившейся ситуации, – прокомментировал происходящее зам. главы администрации Клепиковского района Сергей Кудряшов. – Узкоколейка – один из символов наших мест. Мы будем работать над привлечением инвесторов, которые возродят этот транспорт и для жителей района, и для туристов. Ведь у нас в районе есть национальный парк «Мещера», и люди едут посмотреть на здешнюю природу. Что же касается жителей посёлка Голованова Дача, то они транспортом обеспечены. К ним ходит вахтовая машина».

На автостанции посёлка Тума я поинтересовался, как добраться до Головановой Дачи. Мне ответили, что такси брать бесполезно, так как там полное бездорожье. А вахтовый «Урал» ходит туда утром в пятницу. Значит, ждать до послезавтра, если сегодня среда? Но вскоре выяснилось: машина бывает только по чётным пятницам, а эта неделя – нечётная.

Зато слова чиновника по поводу инвесторов оказались не пустым звуком.

«Наши гости действительно часто хотят проехать по узкоколейке, о которой писал Паустовский, – сказал директор национального парка Андрей Беляев. – Раньше они отправлялись в Тумскую. А теперь после разборки линии Тумская – Рязань осталась станция Пилево, от которой идёт к болотам узкоколейка ООО «Торфяной». Это предприятие сейчас сократило объёмы работы, но линию сохранило. Национальный парк вложил средства в ремонт пассажирского вагона. И уже на будущий год мы заключим договор с владельцем линии и предложим туристам железнодорожную прогулку».

Как сообщили «Гудку» в управлении Горьковской железной дороги, к ним обратился ещё один инвестор – ООО «РМ-Экология». Эта организация хотела бы приобрести инфраструктуру и подвижной состав линии Тумская – Голованова Дача для того, чтобы восстановить хозяйство и превратить его в туристский объект. Сегодня это предложение обсуждается в руководстве ГЖД.

 

Автор: Николай Морохин gudok.ru

Нравится 0 Поделиться
Спас-Клепики в фотографиях
d8P2030051DSC05866f5IMG_9295______________________ 021.jpg______________________ 019.jpg










Прогноз погоды
19/04/2024
Вечером
7 .. 9 °C
без осадков
20/04/2024
Ночью
3 .. 5 °C
без осадков
20/04/2024
Утром
8 .. 10 °C
без осадков
20/04/2024
Днем
12 .. 14 °C
без осадков
©Редакция KLEPIKI.RU 2004-2024
О проекте
  Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
Русский город  Город Рязань Сайт поселка Тума